Порядок предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг Обеспечение социальной защиты малообеспеченных семей в Украине в условиях повышения цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется путем предоставления таким семьям государственной социальной помощи в виде ежемесячной адресной безналичной субсидии для возмещения расходов на оплату пользования жильем или его содержание и коммунальные услуги (водо-, тепло -, газоснабжение, водоотвод, электроэнергия, вывоз бытового мусора и жидких нечистот), а также один раз в год субсидии наличными для приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива (субсидия). Порядок предоставления населению субсидий регулируется в соответствии с Положением о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21 октября 1995 N 848 ( 848-95-п). Право на назначение субсидии имеют семьи, у которых размер платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления с учетом льгот превышает объем определенного Кабинетом Министров Украины обязательного процента платежа. На сегодня, обязательный процент платежа для назначения субсидии за жилищно-коммунальные услуги составляет 10 или 15 процентов среднемесячного совокупного дохода граждан, зарегистрированных в жилом помещении (доме), и 10 или 15 процентов годового совокупного дохода за приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июля 1998 N 1156 (1156-98-п) "О новом размере затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива в случае предоставления жилищной субсидии "с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Украины от 14 июля 2010 N 621 (621-2010-п). В частности, если в составе зарегистрированных в жилом помещении (доме) есть дети, инвалиды первой или второй группы и среднемесячный совокупный доход на одного зарегистрированного не превышает 50 процентов прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц и если в жилом помещении (доме) зарегистрированы и проживают только нетрудоспособные граждане, размер платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах нормы владения или пользования общей площадью жилья и нормативов пользования отмеченными услугами при условии назначения субсидии составляет 10 процентов среднемесячного совокупного дохода, а за приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива - 10 процентов годового совокупного дохода. Все другие семьи платят соответственно 15 процентов среднемесячного совокупного дохода и 15 процентов годового совокупного дохода. Субсидия назначается уполномоченному владельцу (совладельцу) жилья, нанимателю государственного и общественного фонда, члену жилищно-строительного (жилищного) кооператива, владельцу (совладельцу) жилого помещения, на которого открыт лицевой счет по месту регистрации. В отдельных случаях на основании решений районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций и исполнительных органов городских и районных советов или образованных ими комиссий и актов обследования материально-бытовых условий семьи субсидия может назначаться другому лицу, зарегистрированному в жилом помещении (доме) , а также индивидуальным застройщикам, дома которых не приняты в эксплуатацию, но они оплачивают стоимость получаемых жилищно-коммунальных услуг. Существуют случаи, когда субсидии не назначаются. Так, субсидии не назначаются, если: - Среди зарегистрированных в жилом помещении (доме) есть трудоспособные лица, которые не работают, не учатся на дневной форме обучения, не состоящих на учете в службе занятости как ищущие работу (кроме граждан, которые ухаживают за детьми до достижения ими трехлетнего возраста (до шестилетнего возраста при наличии медицинского заключения врачебно-консультативной комиссии); граждан, имеющих трех и более детей в возрасте до 16 лет и ухаживают за ними; граждан, которые ухаживают за инвалидами I группы или детьми-инвалидами до 18 лет, или инвалидами I или II группы вследствие психического расстройства, или лицами, достигшими 80-летнего возраста, а также физических лиц, предоставляющих социальные услуги); - Жилое помещение (дом) сдано по договору в наем или в аренду; Во владении зарегистрированных в жилом помещении (доме) или членов их семей имеют в совокупности более чем одно жилое помещение (дом), общая площадь которых в сумме превышает установленные нормы владения или пользования общей площадью жилья; Во владении зарегистрированных в жилом помещении (доме) или членов их семей более одного автомобиля, транспортного средства (механизма) (не учитываются транспортные средства, которые согласно законодательству не являются объектами налогообложения (кроме тракторов на гусеничном ходу); - Жилое помещение (дом) приобретенное менее года назад; - Любой из зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц, которым начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги в течение 12 месяцев перед обращением за назначением субсидий осуществил покупку земельного участка, квартиры (дома), автомобиля, транспортного средства (механизма), строительных материалов, других товаров долгосрочного потребления и т.п. или оплатил услуги по обучению, строительству, ремонту квартиры (дома) или автомобиля, транспортного средства (механизма), телефонной (в том числе мобильной) связи, кроме жилищно-коммунальных услуг в пределах норм потребления и медицинских услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности, на сумму, которая на время обращения превышает 10-кратную величину прожиточного минимума для указанных лиц; - При выборочного обследования материально-бытовых условий семьи государственным социальным инспектором выяснено, что кто-либо из состава зарегистрированных в жилом помещении (доме) лиц, которым начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги, имеет дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе сдает в наем (аренду) жилое помещение (дом) или его часть; работает без оформления трудовых отношений в установленном порядке; получает доход от содержания скота, птицы, других животных, доход от народных промыслов, использования имеющейся сельскохозяйственной техники, грузовой машины, микроавтобуса и т.п.; - Несовершеннолетние дети, имея родителей, зарегистрированных в жилом помещении (доме) сами. Как исключение, при наличии указанных обстоятельств, органы труда и социальной защиты населения могут назначать субсидии, исходя из конкретных обстоятельств, на основании решений районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций и исполнительных органов городских и районных советов или образованных ими комиссий . Решение о назначении (неназначении) субсидии в таких случаях принимается на основании акта обследования материально-бытовых условий семьи. Расчет совокупного дохода для назначения субсидии производится согласно Методике исчисления совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, утвержденной приказом Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства финансов Украины, Государственного комитета статистики Украины, Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины от 15 ноября 2001 N 486/202/524/455/3370 (z0112-02) (зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 7 февраля 2002 за N 112/6400, с изменениями и дополнениями. Для назначения субсидии гражданин, личность которого удостоверяется паспортом или другим документом, подает в орган труда и социальной защиты населения справки о доходах каждого лица, зарегистрированного в жилом помещении. Указанные заявление и декларация в орган труда и социальной защиты населения могут быть отправлены по почте. По запросу органов труда и социальной защиты населения сведения для начисления субсидий предоставляют: о составе зарегистрированных в жилых помещениях - жилищно-эксплуатационные организации или другие органы, определенные местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; в сельской местности - сельские (поселковые) советы; об обеспеченности граждан жилой площадью и коммунальными услугами - жилищно-эксплуатационные организации, жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, объединения совладельцев многоквартирного дома и организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги; о фактическом расходовании за предыдущий период газа, воды, электрической и тепловой энергии при наличии средств учета - организации, оказывающие эти услуги. Решение о назначении (неназначении) субсидии принимается в течение десяти дней после подачи заявления и получения необходимых сведений. Органы труда и социальной защиты населения имеют право запрашивать и безвозмездно получать от органов государственной налоговой службы, подразделений Госавтоинспекции, бюро технической инвентаризации, органов государственной контрольно-ревизионной службы, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления информацию, необходимую для назначения субсидий и проведения проверок достоверности данных, полученных от лиц, которые обращаются по назначению субсидий. Гражданин несет ответственность за предоставленные сведения о доходах, имуществе, которые повлияли или могли повлиять на установление права на назначение субсидии и на определение ее размера. Субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается на шесть месяцев, для приобретения сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива - на календарный год по личному обращению граждан. Субсидия для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и природного газа (электроэнергии), используемых для индивидуального отопления, предоставляется на отопительный период начиная с месяца обращения за ее назначением. В случае если оплата услуг по теплоснабжению производится только в отопительный период, субсидия назначается на этот период начиная с месяца обращения за ее назначением. Как исключение, при условии обращения с заявлением о назначении субсидии в течение двух месяцев с начала отопительного сезона, он предоставляется на весь отопительный период. Если в жилом помещении (доме) зарегистрированы и проживают только пенсионеры, которые не работают и другие нетрудоспособные граждане, источником существования которых является лишь доходы от личного крестьянского хозяйства, пенсия и другие социальные выплаты, субсидия может назначаться на двенадцать месяцев. По окончании срока получения субсидии граждане должны подтвердить право на назначение субсидии на следующий период. Для этого они подают в органы труда и социальной защиты населения только справки о доходах зарегистрированных граждан и заявление, в котором подтверждается отсутствие изменений в составе зарегистрированных и в характеристике жилья и услуг с момента предыдущего назначения субсидии. Если в жилом помещении (доме) зарегистрированы только пенсионеры, которые не работают и другие нетрудоспособные граждане, для подтверждения права на назначение субсидии подается лишь заявление, в котором подтверждается неизменность совокупного дохода, состава участников и характеристики жилья и услуг с момента предыдущего назначения субсидии. Перерасчет субсидии в пределах установленного срока ее назначения без обращений граждан осуществляется в случае: изменения цен и тарифов на услуги, на оплату которых назначена субсидия; установления Кабинетом Министров Украины нового размера расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива; внесение изменений в законодательство в части предоставления отдельным категориям граждан льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. В других случаях перерасчет субсидии в пределах установленного срока ее назначения производится по личному обращению граждан. Если граждане, зарегистрированные в жилом помещении (доме), по независящим от них причинам (командировка, болезнь, смерть близкого человека и т.п.), что подтверждается соответствующими документами, не смогли своевременно обратиться за назначением субсидий, в отдельных случаях субсидии могут назначаться со дня возникновения права , но не более чем за три месяца до обращения за назначением субсидии. Сумма субсидии, перечисленной (выплаченной) излишне вследствие сознательного представления гражданином документов с недостоверными сведениями, возвращается им по требованию органа, назначившего субсидию. В случае если гражданин добровольно не вернул излишне перечисленную (выплаченную) размер субсидии, вопрос о ее взыскании органы, назначающие субсидии, решают в судебном порядке. Главный специалист Департамента социального, трудового и гуманитарного законодательства А. П. Кольчевська
|